Heder-school4

Приём в первые классы
Прием в 1-й класс на 2019-2020 учебный год закрыт.

Герои Кубани

 

1 сентября 2016 года на торжественной линейке, посвященной «Дню знаний» дан старт поисково-просветительской экспедиции «Имя Кубани», посвященной 80-летию образования Краснодарского края. По решению педагогического совета школы, учащихся и родителей было принято решение о проведении поисково-исследовательской работы о легендарной лётчице, командире 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка Евдокии Давыдовны Бершанской, отряд которой, в годы Великой Отечественной войны базировался в Геленджике. За боевые заслуги 23 лётчицы этого полка были удостоены звания Героя Советского Союза. Для увековечивания памяти подвига советских лётчиц возникла идея о присвоении 23 классам начальной школы имени Героя.

         По итогам проведенной поисково- исследовательской работы в 2016-2017 учебном году, в рамках месячника оборонно- массовой и военно- патриотической работы: «Святое дело- Родине служить!»  23 классам начальной школы присвоено имя Героя Советского Союза 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка.

      В 2017-2018 учебном году, в рамках краевой акции «Имя Героя классу» продолжилась поисково-исследовательская работа по изучению биографии и боевого пути Героев Советского Союза и участников Великой Отечественной войны среди обучающихся старшей школы.

Жизненному пути и подвигу Евдокии Бершанской посвящена памятная страница на сайте МАОУ СОШ №6 им. Евдокии Бершанской.

История создания 46 авиационного полка

 1941 гoду, в гopoдe Энгeльc пoд личную oтвeтcтвeннocть cтapшeгo лeйтeнaнтa гocбeзoпacнocти Mapины Pacкoвoй был ocнoвaн 46 гвapдeйcкий нoчнoй бoмбapдиpoвoчный жeнcкий aвиaциoнный пoлк, кoтopый в будущeм oкpecтили «Hoчными вeдьмaми». Для этoгo Mapинe пpишлocь иcпoльзoвaть cвoи личныe pecуpcы и личнoe знaкoмcтвo co Cтaлиным. Hиктo ocoбo нe paccчитывaл нa уcпex, oднaкo дaли «дoбpo» и oбecпeчили нeoбxoдимoй тexникoй. Командиром полка была назначена Евдокия Бершанская, летчик с десятилетним стажем. Под её командованием полк сражался до окончания войны. Порой этот полк шутливо называли: «Дунькин полк», намёкая на полностью женский состав, и, оправдываясь именем командира полка. Враг же называл летчиц «Ночными ведьмами», которые внезапно бесшумно появлялись на маленьких самолетах.

46-й гвардейский Таманский полк — уникальное и единственное соединение в Красной армии времен Великой Отечественной войны. Всего было три авиационных полка, в которых летали женщины: истребительный, тяжелых бомбардировщиков и легких бомбардировщиков.

Два первых полка были смешанными, и только последний, в котором летали на легком бомбардировщике По-2, был исключительно женским. Летчики и штурманы, командиры и комиссары, прибористы и электрики, техники и вооруженцы, писари и штабные работники — все это были женщины. И вся, даже самая тяжелая работа делалась женскими руками. Ни у кого из пополнения не было опыта ночных полетов, поэтому летали под куполом, создававшим имитацию темноты. Вскоре полк перевели в Краснодар, и ночные ведьмы стали летать над Кавказом. Полет продолжался около часа — достаточно, чтобы долететь до цели в ближайшем тылу или на передовой противника, сбросить бомбы и вернуться домой. За одну летнюю ночь успевали сделать 5 — 6 боевых вылетов, зимой — 10 — 12. Работать приходилось и в кинжальных лучах немецких прожекторов, и при сильном артобстреле», — вспоминала Евдокия Рачкевич.

Ссылка на материалы  сайта (архивные документы, фотографии, фильмы) «Помни своих».

Раскова Марина Михайловна — Герой Советского Союза

С 1932 года — лаборантка аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В 1934 году окончила Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, стала штурманом. В 1935 году окончила школу лётчиков. В 1937 году в качестве штурмана участвовала в установлении мирового авиационного рекорда дальности на самолёте АИР-12; в 1938 году — в установлении двух мировых авиационных рекордов дальности на гидросамолёте МП-1.

24-25 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 «Родина» (командир — В. С. Гризодубова, второй пилот — П. Д. Осипенко) совершила беспосадочный перелёт Москва — Дальний Восток (село Керби) протяжённостью 6450 км (по прямой — 5910 км). В ходе перелёта был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта, после чего самолёт взял курс на Комсомольск-на-Амуре, куда долететь ему не удалось из-за нехватки топлива. Была совершена вынужденная посадка на фюзеляж (без выпуска шасси), от чего могла пострадать кабина штурмана. Штурман Раскова по приказу Гризодубовой выпрыгнула с парашютом в тайгу, имея всего две плитки шоколада в кармане, и была найдена только через 10 суток. Самолёт АНТ-37 «Родина» был впоследствии спасён, его перегнали в Комсомольск-на-Амуре, где он находился в эксплуатации в годы Великой Отечественной войны. За выполнение этого перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Марине Михайловне Расковой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина, а после учреждения знака особого отличия ей была вручена медаль «Золотая Звезда» № 106. Гризодубова, Раскова и Осипенко получили звание Героев Советского Союза за полёт на АНТ-37 «Родина». Это звание было присвоено женщинам впервые в истории.

В Красной армии с 1938 года. Одновременно находилась в штате НКВД: в феврале 1937 года — феврале 1939 года — штатный консультант, затем уполномоченный Особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, с февраля до марта 1941 года — в особом отделе 3-го (авиационного) Управления Народного комиссариата обороны СССР, старший лейтенант госбезопасности. Также с 1938 года возглавляла Управление международных воздушных линий СССР. Жила в Москве. Когда началась Великая Отечественная война, Раскова использовала своё положение и личные контакты со Сталиным, чтобы добиться разрешения на формирование женских боевых частей. 15 октября 1941 года с одобрения Ставки ВГК (приказ НКО СССР № 0099 от 08.10.41) и с поддержкой Центрального комитета ВЛКСМ в городе Энгельсесформировала из лётчиц, подготовленных аэроклубами, школами Гражданского воздушного флота и Осовиахима[5], авиагруппу из трёх женских авиаполков: 586-го истребительного (Як-1), 587-го бомбардировочного (Пе-2) и 588-го ночного бомбардировочного (По-2), последний носил неофициальное название — «Ночные ведьмы». Позднее Раскова была назначена командиром 587-го бомбардировочного авиаполка.

Во время войны 587-й бомбардировочный авиационный полк был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный авиационный имени Марины Расковой Борисовский орденов Суворова и Кутузова полк (приказ НКО СССР № 265 от 03.09.1943 года и директива ГШ № Орг/10/138919 от 04.09.1943 года); 588-й ночной бомбардировочный авиационный полк был преобразован в 46-й гвардейский ночной бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова авиационный полк (приказ НКО СССР № 64 от 08.02.1943 года). 22 ноября 1942 года М. М. Раскова доложила командующему ВВС Приволжского военного округа, что 587-й БАП, третий среди женских, готов к боевой работе. В начале января 1943 года, после года напряжённой учёбы, он вылетел на фронт, под Сталинград.

Проводив 1-ю эскадрилью на фронт, Раскова 28 декабря на самолёте УТ-2 возвратилась обратно на аэродром, где оставался ее Пе-2 и ещё два самолёта 1-й эскадрильи. Из-за сильного ветра и пурги экипажам Расковой, Губиной и Ломановой удалось вылететь только в 14 часов 01 мин 4 января 1943 года. По пути группа попала в густую низкую облачность. Примерно в 17 часов 56 мин Раскова дала сигнал на пробивание облаков и первая вошла в облака. Благополучно совершить посадку на правом берегу Волги удалось только самолёту Губиной, экипаж которой днём 5 января вышел к д. Ищейкино. Накануне вечером в соседнюю деревню вышел в полном составе и экипаж Ломановой (две женщины и двое мужчин). Утром 7 января экипаж Губиной обнаружил недалеко от села Михайловка Саратовского района разбитый Пе-2 Расковой. Вместе с Расковой погибли штурман — Хиль Кирилл Ильич, стрелок-радист — Ерофеев Николай Николаевич и инженер полка — Круглев Владимир Иванович.

Аронова Раиса Ермолаевна — Герой Советского Союза

С мая 1942 года до победы над Германией в Великой Отечественной войне сражалась в составе 4-й воздушной армии на Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Принимала участие в обороне Кавказа, освобождении Крыма, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Ранена 23 марта 1943 года. Рядом с бортом ее самолета разорвался зенитный снаряд. В результате она получила 34 осколочных ранения. 17 крупных осколков хирургам удалось вытащить, 17 поменьше до конца жизни остались у нее в боку. За боевые отличия награждена двумя орденами Красного Знамени (1943, 1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (1942), медалями «3а оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной воине 1941—1945 гг.». Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» № 8961 Раисе Ермолаевне Ароновой присвоено 15 мая 1946 года за 941 боевой вылет, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.

Акимова Александра Фёдоровна — Герой Российской Федерации

С началом войны старалась попасть в Красную Армию, однако была отправлена строить оборонительные укрепления под Можайском. С началом занятий Акимова вернулась в институт, однако не бросала идею попасть в Красную Армию. 8 октября 1941 года Сталин издал указ НКО СССР № 0099 о сформировании женских авиационных полков. Акимова была мобилизована на фронт. В городе Энгельс, где базировался её 588-й легкобомбардировочный женский авиационный полк, Александра Фёдоровна обучилась профессии авиационного техника. В феврале 1943 года полк за свои заслуги получил звание 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка. В марте 1943 года Акимову назначили штурманом. С апреля 1943 года по май 1945 года Акимова совершила 715 боевых вылетов. В апреле 1945 года была представлена к званию Героя Советского Союза, представление было поддержано генерал-полковником Вершининым и Маршалом Советского Союза Рокоссовским, однако затерялось в Москве. После демобилизации из армии Акимова окончила Московский педагогический институт, а затем и аспирантуру там, стала кандидатом исторических наук. С 1952 года преподавала в Московском авиационном институте. В 1992 году вышла на пенсию.31 декабря 1994 года Акимовой Александре Фёдоровне было присвоено звание Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Александра Фёдоровна являлась активным участником ветеранского движения.

Белик Вера Лукьяновна — Герой Советского Союза

Детство Веры прошло близ Керчи, в рабочем посёлке завода имени Войкова, где работал её отец. Мать была домохозяйкой, воспитывала шестерых детей. Окончила 9 классов школы № 17 города Керчи. Закончила 2 курса Московского государственного педагогического института. В Красной Армии с 1941 года. Освоила специальность штурмана. В действующей армии с мая 1942 года. Штурман звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Участвовала в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Крыма и Белоруссии, наносила бомбовые удары по военным объектам врага в Восточной Пруссии. К августу 1944 года она совершила 813 ночных вылета. В ночь на 25 августа 1944 года самолёт, в котором В. Белик вместе с командиром экипажа гвардии лейтенантом Макаровой Т. П. возвращалась с боевого задания, северо-западнее города Замбрув (Польша) был атакован и сбит истребителем противника. Самолёт загорелся и горящим упал на землю, экипаж погиб. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года гвардии лейтенанту Белик Вере Лукьяновне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Макарова Татьяна Петровна — Герой Советского Союза

Окончила 7 классов школы № 12 города Москвы, Московский механико-технологический техникум пищевой промышленности, аэроклуб. Работала техником-кондитером на кондитерской фабрике «Большевик», затем — инструктором в военной авиационной школе. В Красной Армии с 1941 года. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. В действующей армии на фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Командир звена 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Совершила 628 боевых ночных вылетов. Сбросила на противника 96 тонн бомб и 300 тысяч листовок. В результате её действий образовалось 103 очага пожаров, уничтожено и повреждено 2 переправы, 2 зенитных точки, 1 прожектор, 2 склада боеприпасов, более двух взводов живой силы врага. Погибла в ночь на 25 августа 1944 года в воздушном бою в горящем самолёте, вместе с штурманом Верой Белик. Похоронена в польском городе Остроленка.

Меклин (Кравцова) Наталья Фёдоровна — Герой Советского Союза

Родилась 8 сентября 1922 года в городе Лубны Полтавской губернии Украинской ССР. Школьные годы Наталья Фёдоровна провела в Харькове и Киеве, где в 1940 году с отличием окончила среднюю школу № 79. В старших классах увлеклась планеризмом. Записалась в планерную школу при Киевском Дворце пионеров. В 1941 году окончила 1-й курс Московского авиационного института. В начале октября 1941 года по личному заявлению была зачислена в 588-й ночной легкобомбардировочный авиационный полк, сформированный по инициативе известной лётчицы Героя Советского Союза М. М. Расковой. В 1942 году окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны находилась с мая 1942 года. Была начальником связи эскадрильи, лётчиком, старшим лётчиком и командиром звена авиационного полка. Воевала на Южном, Северо-Кавказском, 4-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. В общей сложности на счету командира звена Натальи Меклин — 980 боевых вылетов, во время которых на врага было сброшено 147 тонн бомб. Указом от 23 февраля 1945 года гвардии лейтенанту Меклин Наталии Фёдоровне было присвоено звание Героя Советского Союза (медаль «Золотая звезда» № 4855).

С октября 1945 года Н. Меклин находилась в запасе. В 1947 году окончила 2 курса филологического факультета Московского государственного университета. С октября 1947 года вновь в армии. В 1953 году окончила Военный институт иностранных языков (1948—1953). Служила старшим референтом-переводчиком в 6-м Управлении Министерства обороны СССР. В январе 1956 года вышла замуж за Ю. Ф. Кравцова и взяла его фамилию. С сентября 1957 года майор Н. Кравцова в отставке. Работала в информационном отделе Управления Генштаба Советской армии переводчиком-референтом; затем в Издательстве военно-технической литературы на иностранных языках переводчиком, редактором. Занималась литературной деятельностью. Жила в Москве. С 1972 года — член Союза писателей.

Попова Надежда Васильевна —  Герой Советского Союза

Родилась в семье рабочего 17 декабря 1921 года в деревне Шабановка, Ливенский уезд Орловской губернии. В 1936 году, по завершении учёбы в средней школе города Сталино (ныне Донецк, Украина) поступила в аэроклуб, который окончила в 1937 году, и была оставлена в нём для дальнейшего обучения на инструктора. В 1939 году, приехала в Москву с тем, чтобы стать военным лётчиком, где познакомилась с легендарной лётчицей Героем Советского Союза Полиной Осипенко, которая посодействовала тому, чтобы Надежду Попову направили в Херсонскую авиационную школу ОСОАВИАХИМа. Окончив которую, в 1940 году продолжила обучение в Донецком военном авиационном училище и получила диплом лётчика-штурмана. Проходя службу в качестве инструктора аэроклуба подготовила 2 группы лётчиков — по 15 человек.

С началом Великой Отечественной войны инструктор первичного обучения военного авиационного училища Надежда Попова эвакуировалась с учебным заведением в город Каттакурган Самаркандской области Узбекистана, где готовила лётчиков-истребителей для фронтовой авиации, и писала рапорты об отправке на фронт. Узнав, что в Москве формируется женская авиационная часть, она направила телеграмму в Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. Её вызвали в столицу, приняв в «группу 122», которую набирала Герой Советского Союза Марина Раскова. Из Москвы девушек направили в город Энгельс Саратовской области, где Раскова формировала три женских авиаполка: истребительный, пикирующих бомбардировщиков и ночных бомбардировщиков. Надежда Попова попросилась в полк легкомоторных ночных бомбардировщиков.

В мае 1942 года, по завершении сокращённой программы обучения, старшина Попова в составе 588-го бомбардировочного ночного женского авиационного полка вылетела на фронт. Командир звена Попова водила звено на ночные бомбометания в район Таганрога, Ростова-на-Дону. Часто вылетала на дневную разведку. Была сбита, горела. В период боёв на Северном Кавказе звено Поповой вылетало на боевые задания  несколько раз за ночь. Мастерски маневрируя, уходили от прожекторов и зениток, бомбили переправы на Тереке и Сунже. За образцовое выполнение заданий лейтенант Попова была награждена первым орденом Красного Знамени. Женские экипажи ночных бомбардировщиков По-2, противник называл «ночными ведьмами» (нем. Nachthexen). Отмечая боевые заслуги советских лётчиц, зимой 1943 года, в разгар боёв на Кубани, 588-му полку было присвоено звание гвардейского.

Лётчицы, теперь уже 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков воевали на Украине, в Крыму, Белоруссии, Польше и на территории гитлеровской Германии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года заместителю командира эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Поповой Надежде (Анастасии) Васильевне «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4858). Тем же указом звание Героя Советского Союза было присвоено и её будущему мужу — гвардии старшему лейтенанту Харламову Семёну Ильичу.

В общей сложности за годы Великой Отечественной войны совершила 852 боевых вылета. По окончании войны вышла замуж за Героя Советского Союза лётчика-истребителя С. И. Харламова, и до 1952 года проходила службу в Вооружённых Силах СССР, уволившись в запас в звании майора. Проживала в Москве.

Себрова Ирина Фёдоровна — Герой Советского Союза

Окончила Московский техникум мукомольной промышленности. Работала на фабрике. В 1938 году окончила московский аэроклуб, в 1940 году — Херсонскую военную авиационную школу пилотов. Была лётчиком-инструктором во Фрунзенском аэроклубе города Москвы. К этому времени, в двадцать три года, она была уже довольно опытным инструктором, выпустив за два года работы во Фрунзенском аэроклубе Москвы несколько групп курсантов. В РККА с октября 1941 года. В 1942 году окончила курсы при военной авиационной школе пилотов. На фронтах Великой Отечественной войны с мая 1942 года. Командир звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старший лейтенант Себрова И. Ф. совершила 1004 боевых ночных вылета на бомбардировку войск противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» командиру звена 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии старшему лейтенанту Себровой Ирине Фёдоровне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4856).

С 1948 года старший лейтенант И. Ф. Себрова в запасе, а затем в отставке. Работала в Московском авиационном институте.

 

Сумарокова  Татьяна Николаевна — Герой России

В начале войны отец Татьяны ушёл на фронт. Сама она также неоднократно обращалась с рапортами о направлении на фронт, но получала отказ. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Москвой. 13 октября 1941 года Таня с однокурсницей Хиуаз Доспановой записались на прием к М.М. Расковой, которая занималась формированием женских авиаполков. Девушек приняли и зачислили в группу штурманов. 26 октября 1941 года будущие лётчицы прибыли к месту формирования полков в приволжский город Энгельс. Там они проходили ускоренный курс обучения в Энгельсской военной авиационной школе пилотов. 23 мая 1942 года Татьяна Сумарокова в составе 588-й авиаполка вылетела на фронт. 27 мая полк прибыл к месту назначения. Местом его дислокации стал совхоз «Труд Горняка». Неподалёку от него находилась линия Южного фронта. В сентябре 1942 года Татьяну Николаевну Сумарокову представили к награде Орденом Красного Знамени.

Больше половины своих вылетов Татьяна провела в экипаже с Марией Смирновой. Летчица и штурман крепко подружились. Татьяна Сумарокова принимала участие в обороне Северного Кавказа, наступлении на Кубани, в Новороссийско-Таманской наступательной операции. В ноябре — декабре 1943 года вместе с другими лётчицами полка в условиях непрерывных осенних штормов и сильного противодействия врага обеспечивала снабжение боеприпасами десантников на Эльтигенском плацдарме в Крыму.

В новогоднюю ночь экипаж Сумароковой—Тихомировой, выполняя задание неподалёку от Керчи, попал под зенитный обстрел. Самолёт был подбит прямым попаданием. Тихомировой удалось сбить пламя скольжением, но машина продолжала терять высоту. Оставался один выход — уходить в море. К счастью, полёт закончился удачно: девушки дотянули на восточной окраине косы Чушка и приземлились в расположении своих войск.

Сумарокова участвовала в освобождении Крыма, Белоруссии, Прибалтики. Неоднократно приводила на свой аэродром тяжело поврежденный самолет, дважды садилась на вынужденную посадку. Всего на счету лётчицы 809 боевых вылетов. Последний из них состоялся 5 мая 1945 года. В 1945 году Татьяна Сумарокова была представлена к званию Герой Советского Союза. Но документы были утеряны и награда нашла героиню только через половину столетия.