Советы психолога
Практические советы родителям будущих первоклассников
Казалось бы, только вчера малыши первый раз переступили порог детского сада, а сегодня они уже выпускники – будущие первоклассники. И опять для родителей наступает пора – как подготовить детей к школе, как им преодолеть этот сложный период.
Уважаемые родители, чтобы занятия с ребёнком по подготовке к школе не превратилась в пытку и для Вас, и для ребенка, предлагаю ознакомиться с советами.
- Образовательная деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятия должны длиться не менее и не более 30 минут, важно учитывать индивидуальные особенности дошкольника:
— если ребенок застенчив, нерешителен, его нужно подбодрить, поддержать;
— смел, уверен в себе – научить критически оценивать свои ответы;
— быстро и легко выполняет задания, можно предложить ему их усложненный вариант;
— затрудняется отвечать, нужно задержать подольше на простых заданиях;
— стремится быстро менять задания — старайтесь заинтересовать ребенка, научите находить в задании что-то новое, необычное для него.
Если ребенок не устает, ему хочется еще заниматься – значит, вы все делаете правильно.
- Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю, дополняя их играми и познавательными мероприятиями. Важно проводить их регулярно, не делая больших перерывов, и не компенсируя пропущенные удвоением их частотности.
- Прежде чем приступить к выполнению заданий, упражнений советую Вам определить темперамент ребенка. Для этого понаблюдайте за ним во время игр или занятий.
Если ребенок подвижный, легко приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца, он — сангвиник.
Если инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен – флегматик.
Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий – холерик.
Если ребенок необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален – меланхолик.
При выполнении упражнений и заданий рекомендую следующие правила общения
С ребёнком — сангвиником:
v Четко ставьте перед ним цель любой деятельности.
v По возможности старайтесь демонстрировать результаты его достижений,
v Постоянно поддерживайте и одобряйте;
С ребёнком – флегматиком:
v Демонстрируйте практический результат выполняемой им работы,
v Контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности,
v Поддерживайте любые начинания ребенка, проявление инициативы;
С ребёнком – холериком:
v Разговаривайте спокойным тоном,
v Предъявляйте четкие и обоснованные требования,
v Четко, положительно оценивайте его деятельность;
С ребёнком – меланхоликом:
v Используйте в общении «эмоциональное поглаживание»,
v Как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка,
v Создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми.
- Взаимодействуйте с ребёнком только в том случае, если Вам это действительно понятно и интересно, а главное – Вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от первой до последней минуты образовательной деятельности.
ПОМНИТЕ: ни один ребёнок на свете не может (и не должен) абсолютно во всем соответствовать представлениям о том, каким ему быть.
- Следите за правильной осанкой ребёнка во время выполнения письменных заданий.
- Чтобы образовательная деятельность была интересной и качественной, заранее подготовьте все самое необходимое. Для дошкольника очень важен антураж: красивые, яркие, новые (а еще лучше — неожиданные) предметы, удобное и уютное рабочее место.
- Начинайте образовательную ситуацию с интриги (загадочного предмета или загадки). Фантазия и изобретательность – ваши помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша!
Важно помнить, что неудачи снижают интерес, затрудняют обучение.
- В конце образовательной деятельности обязательно поведите итог, спросите у ребенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что вызывало затруднение, а что было выполнить легко, что он узнал нового. Именно эти вопросы позволяют ребенку отметить свои достижения, осознать приобретения нового опыта, новых знаний.
- Очень хорошо, если для закрепления изученного, Вы предоставите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных.
- Игра — главный помощник взрослых при подготовке ребёнка к школе. С её помощью, можно развивать внимание, мышление, воображение. Играя с ребёнком, обязательно учитывайте его желания, настроение, самочувствие.
- Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже педагога, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».
- Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания.
- Не стройте Ваши взаимоотношения на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины. Уважение к ребёнку – фундамент уважительного отношения к Вам в будущем. Никогдане пользуйтесь формулировкой «если…, то…». (Например, « Если уберёшь свои вещи, разрешу играть на компьютере» и т.п.). Это пагубно влияет на воспитание личности – ребёнок начинает принимать позицию «ты — мне, я — тебе».
Несколько правил родителям первоклассника:
-Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть улыбку и услышать ласковый голос.
— Не торопите! Умение рассчитывать время – ваша задача. Если Вам это плохо удается, вины ребёнка в этом нет.
— Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
— Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи – у него впереди трудный день.
— Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка спокойно. Если видите, что ребёнок огорч`н, но молчит, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
— После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5-2 часа отдыха. Лучшее время приготовление уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны.
— Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учёбе.
— Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы Ваши разговоры с учителем происходили без ребёнка.
— Не заставляйте делать все уроки в один присест. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку возможность работать самому, но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка необходимы.
— В общении с ребёнком старайтесь избегать различных условий: «Если ты скажешь, то …». Обучение должно быть осознанным.