Письмо министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 года
№ ВК — 452/07 » О введении ФГОС НОО ОВЗ»
1. Основные принципы инклюзивного образования
3. Правовые основы инклюзивного образования
ОБРАЗОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Ежегодно в МАОУ СОШ № 6 им. Евдокии Бершанской проходит Неделя инклюзивного образования. Традиционно она приурочена к Международному дню инвалидов, объявленному Генеральной Ассамблеей ООН и отмечаемому 3 декабря.
Цель мероприятия – информирование общества о проблемах и правах инвалидов, которым необходимо обеспечить равные возможности во всех сферах жизни, помочь их интеграции в общество. Формирование толерантного поведения у учащихся школы, воспитание чувства уважения к одноклассникам, формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, а также создание атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки в классном коллективе.В этот период традиционной стала выставка детского творчества в МАОУ СОШ № 6 им. Евдокии Бершанской под названием: «Чудеса руками ребенка». Также проводятся различные мероприятия, популяризирующие идею инклюзивного образования, толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: уроки доброты «Оглянись вокруг»; акции «От сердца к сердцу»; классные часы «Дарите людям доброту»… И много других мероприятий, приуроченных ко дню инвалида.
Ежегодно на базе МАОУ ДО «ЦРТДиЮ» организованы мастер – классы прикладного творчества для детей –инвалидов в рамках городских праздников «Посвящение в первоклассники», «Новогодние мероприятия», «День защиты детей», где наши обучающиеся с большим удовольствием принимают участие в данных мероприятиях.
Инклюзивное образование в школе – это организация процесса обучения и условий работы учитывающие потребности всех детей. Педагоги в школе помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться.
Инклюзивные школы – это такие школы, в которых каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и взрослыми в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.
Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.
Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.
Когда необходимо заключение ПМПК:
- Специальные условия обучения и воспитания
- Переход с одного уровня образования на следующий
- Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
- Специальные условия при проведении ГИА
Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
- образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
- учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
- технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника);
- проведение коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций.
Основанием для организации обучения на дому является медицинское заключение и личное заявление родителя. Выбор формы обучения — право родителя!
Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.
Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.
Основанием для создания специальных условий является заключение ПМПК:
- выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) * увеличение продолжительности на 1,5 часа
- организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
- организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
- предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
- организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ПМПК).
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья
Специально оборудованные учебные кабинеты
Учебные кабинеты
Адрес: 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Жуковского, д.7
Количество: нет
Общая площадь оборудованных
учебных кабинетов:
Приспособленные объекты для проведения практических занятии
Учебные кабинеты для проведения практических занятий
Адрес: 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Жуковского, д.7
Количество: нет
Общая площадь оборудованных
учебных кабинетов:
Общая площадь оборудованных 430 м2
учебных кабинетов:
Приспособленные библиотеки
Читальный зал
Адрес: 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Жуковского, д.7
Количество: 1
Общая площадь оборудованных
учебных кабинетов: 94,5
Специальные объекты спорта
Спортивный зал
Адрес: 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Жуковского, д.7
Количество: 1
Общая площадь: 785,5
Стадион
Адрес: 353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Жуковского, д.7
Количество: 1
Общая площадь: 5463,75
Спортивная площадка
Общая площадь: 525,0
353460, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Жуковского, д.7
Приспособленные средства обучения и воспитания
http://a2b2.ru/methods/26708_programma_120_urokov_psiholgicheskogo_razvitiya_po_lokalovoy/
Средства обучения: Учебники предназначенные для детей с нарушением зрения 2-5 классы. (В соответствии с программой «ШКОЛА РОССИИ»)
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДАНИЯ Лифты
Специальные условия питания
В организации имеется столовая на 100 мест, в т.ч. приспособленных для детей с инвалидностью и OBЗ.
Организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ и инвалидностью.
Специальные условия охраны здоровья
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: имеются спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом, ОФП. Проводятся занятия по ЛФК. Имеются медицинский и процедурный кабинеты. В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
Доступ к приспособленным информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям.
В школе осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется во всех учебных кабинетах и библиотеке.
Приспособленные электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ
Официальный информационный портал: ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ http://gia.edu.ru/
Федеральный институт педагогических измерений http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на Учи.ру https://uchi.ru
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников ‘Проектория’ https://proektoria.online