В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем как в Краснодарском крае, так и в России в целом. Профилактика дорожного-транспортного травматизма (ДТТ) в последнее время стала одним из важных направлений воспитания. В процессе обучения и воспитания в условиях школы у учащихся формируются знания о сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемы определяет необходимостью совместной системной и продуктивной деятельности региональных органов образования, образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики детского ДТТ.
Данная программа — это нетрадиционный подход к обучению школьников правилам дорожного движения. Она предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
1) обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, прогулки, экскурсии, просмотры обучающих фильмов) и самостоятельная работа (рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач);
2) развитие практических навыков и применение их в реальной жизни (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, просмотр фильмов и компьютерных презентаций);
3) агитационно-пропагандистская, проектная и творческая деятельность.
Программа охватывает всю структуру воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, включает в себя работу с детьми 7-18 лет, их родителями, педагогами школы и сотрудничество с работниками ГИБДД и других общественных и государственных организаций.
Цель программы.
Формирование у учащихся культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности, а также активная адаптация учащихся ко всевозрастающему процессу автомобилизация страны.
Результаты программы.
1) Предметные :
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
2) Метапредметные :
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
3) Личностные :
- осознанное отношение к выполнению правил дорожного движения;
- проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;
- выполнение правил культурного поведения на улице , при переходе дороги;
- выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
- умение детей предвидеть возможную опасность , правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.