МАОУ CОШ №6
им. Евдокии Бершанской

город-курорт Геленджик

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Советы психолога

Практические советы родителям будущих первоклассников

 Казалось бы, только вчера малыши первый раз переступили порог детского сада, а сегодня они уже выпускники – будущие первоклассники. И опять для родителей наступает пора – как подготовить детей к школе, как им преодолеть этот сложный период.

Уважаемые родители, чтобы занятия с ребёнком по подготовке к школе не превратилась в пытку и для Вас, и для ребенка, предлагаю  ознакомиться  с советами.

1.      Образовательная  деятельность ребенка должна быть организована так, чтобы ему было интересно и комфортно. Занятия должны длиться не менее и не более 30 минут,  важно учитывать индивидуальные особенности дошкольника:

— если ребенок застенчив, нерешителен, его нужно подбодрить, поддержать;

— смел, уверен в себе – научить  критически оценивать свои ответы;

— быстро и легко выполняет задания, можно предложить ему их усложненный вариант;

— затрудняется  отвечать, нужно задержать подольше на простых заданиях;

— стремится быстро менять задания — старайтесь заинтересовать  ребенка, научите находить в задании что-то новое, необычное для него.

Если ребенок не устает, ему хочется  еще заниматься – значит, вы все делаете правильно.

2.      Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю, дополняя их играми и познавательными мероприятиями. Важно  проводить их регулярно, не делая больших перерывов, и не компенсируя  пропущенные удвоением их частотности.

3.      Прежде чем приступить к выполнению  заданий, упражнений советую Вам определить темперамент ребенка. Для этого понаблюдайте за ним во время игр или занятий.

Если ребенок подвижный, легко  приспосабливается к обстоятельствам, общителен, контактен и способен быстро схватывать все новое, однако бывает излишне рационален, не всегда доводит дело до конца, он — сангвиник.

Если инертен, спокоен, малоподвижен, настойчив, упорен, медлителен – флегматик.

Если ребенок вспыльчив, резок, раздражителен, эмоционально реактивен, быстро включается в дело и быстро остывает, требует оценки своих действий – холерик.

Если ребенок необщителен, замкнут, впечатлителен, рассудителен, неэмоционален – меланхолик.

При выполнении упражнений и заданий рекомендую следующие правила общения

С ребёнком — сангвиником:

v  Четко ставьте перед ним цель любой деятельности.

v  По возможности старайтесь демонстрировать  результаты его достижений,

v  Постоянно поддерживайте и одобряйте;

С ребёнком – флегматиком:

v Демонстрируйте практический результат выполняемой им работы,

v Контролируйте выполнение работы на каждом этапе деятельности,

v Поддерживайте любые начинания ребенка, проявление инициативы;

С ребёнком – холериком:

v  Разговаривайте спокойным тоном,

v Предъявляйте четкие и обоснованные требования,

v Четко,  положительно оценивайте его деятельность;

С ребёнком – меланхоликом:

v  Используйте в общении «эмоциональное поглаживание»,

v  Как можно чаще демонстрируйте достижения ребенка,

v  Создайте условия для выполнения совместных действий в паре с другими детьми или взрослыми.

 

4.      Взаимодействуйте с ребёнком  только в том случае, если Вам это действительно понятно и интересно, а главное – Вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от первой до последней минуты образовательной деятельности.

ПОМНИТЕ: ни один ребёнок на свете не может (и не должен) абсолютно во всем соответствовать представлениям о том, каким ему быть.

5.      Следите за правильной осанкой ребёнка  во время выполнения письменных заданий.

6.      Чтобы образовательная деятельность была интересной и качественной, заранее подготовьте все самое необходимое. Для дошкольника очень важен антураж: красивые, яркие, новые (а еще лучше — неожиданные) предметы, удобное и уютное рабочее место.

7.      Начинайте образовательную ситуацию  с интриги (загадочного предмета или загадки). Фантазия и изобретательность – ваши помощники, способные привлечь внимание даже самого непоседливого малыша!

Важно помнить, что неудачи снижают интерес, затрудняют обучение.

8.      В конце образовательной деятельности обязательно поведите итог, спросите  у ребенка, чем он занимался, что ему особенно понравилось, что вызывало затруднение, а что было выполнить легко, что он узнал нового. Именно эти вопросы позволяют ребенку отметить свои  достижения, осознать приобретения нового опыта, новых знаний.

9.      Очень  хорошо, если для закрепления изученного, Вы предоставите возможность малышу самое интересное задание предложить кому-то из родных.

10.  Игра — главный помощник взрослых при подготовке ребёнка к школе. С её помощью, можно развивать внимание, мышление, воображение. Играя с ребёнком, обязательно учитывайте его желания, настроение, самочувствие.

11.  Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребёнка, особенно в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребёнка. На жалобы со стороны окружающих, даже педагога, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

12.  Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого – основа взаимопонимания.

13.  Не стройте Ваши взаимоотношения на запретах. Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины. Уважение к ребёнку – фундамент уважительного отношения к Вам в будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если…, то…».   (Например, « Если уберёшь свои вещи, разрешу играть на компьютере» и т.п.). Это пагубно влияет на воспитание личности – ребёнок начинает принимать позицию «ты — мне, я — тебе».

 

Несколько правил  родителям первоклассника:

 -Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть улыбку и услышать ласковый голос.

— Не торопите! Умение рассчитывать время – ваша задача. Если Вам это плохо удается, вины ребёнка в этом нет.

— Не отправляйте ребёнка  в школу без завтрака.

— Не прощайтесь, предупреждая и наставляя: «Смотри не балуйся!», «Чтоб сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте ему удачи – у него впереди трудный день.

— Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка спокойно. Если видите, что ребёнок огорч`н, но молчит, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

—  После школы не торопитесь садиться за уроки. Необходимо 1,5-2 часа отдыха. Лучшее время приготовление уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны.

— Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость. Чаще всего это объективные показатели переутомления, трудностей в учёбе.

— Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать «взбучку». Постарайтесь, чтобы Ваши разговоры с учителем происходили без ребёнка.

— Не заставляйте делать все уроки в один присест. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребёнку возможность работать самому, но если нужна Ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон и поддержка  необходимы.

— В общении с ребёнком старайтесь избегать различных условий: «Если ты скажешь, то …». Обучение должно быть осознанным.

Министерство просвещения РФ
Рособрнадзор